понедельник, 3 сентября 2012 г.

Перезапуск 60л квадратно-гнездовым методом

Прошлой осенью я давал ссылку на голландец в клеточку. На прошедших выходных я перезпустил свой аквариум 60л, используя "квадратно-гнездовой" метод высадки растений.

После того, как в моем аквариуме за 2 недели отсутствия должного ухода, подачи CO2 и удобрений поселились красивейшие облака нитчатых водорослей и кладофоры, я решил немного побороться с водорослями. Наладил CO2, начал вычищать водоросли из растений, попутно решил убрать камни из аквариума, ибо пытаться что-то сделать с этим недоскейпом уже бесполезно. Понятно, что при убирании хардскейпа нужно убирать и растения... Ну, вы поняли. Получился спонтанный перезапуск.

Грунт не вынимал и не перемывал, только хорошо просифонил и убрал сине-зеленые водоросли, которые повадились расти между стеклом и грунтом. Немного убрал грунта и разровнял оставшийся, без всяких уклонов. Решил сделать просто аквариум для выращивания растений для моих нано, в которых я буду тренироваться делать композиции. То бишь "огород". И когда уже пришел час высаживать растения, то вспомнил про идею "голландца в клеточку". После чего расставил колышки и рассадил растения по клеточкам. Мне понравилось! Получилось почти воплощение метода "квадратно-гнездовой посев" — отсюда и шутливое название для темы.

Теперь более подробно.

Вы, наверное, видели как Амано садит растения? Расставляет бамбуковые палочки-колышки чтобы обозначить области для высадки конкретных видов растений, затем начинает высаживать растения. и по мере заполнения пространства колышки убираются. Так сделал и я, только вместо элитных длинных бамбуковых палочек я использовал обычные березовые короткие зубочистки из супермаркета.

Перед высадкой растений я разметил грунт зубочистками так, чтобы образовались квадраты 10*10 см, стороны квадратов "прочерчены" зубочистками каждые 5 см. Выглядело это примерно так (дно 60*30):


Далее в отдельные квадратики уже высаживал по одному* типу растений. (* – на самом деле кое-где в один квадратик у меня попали и по 2-3 вида растений, особенно когда было мало, но в целом я придерживался этой методы). В левом верхнем углу квадратик заштрихован — это технологическая зона, там висит нагреватель и фильтр, поэтому в том квадратике ничего не высаживал вообще. Итого у меня в 17 квадратиках насажено около 20 видов растений и несколько папоротников.

Этапы посадки (если присмотреться, то можно увидеть колышки):






Многие высаженные растения находятся не в лучшей физической форме и некоторые на грани гибели. Для меня будет хорошим уроком попробовать все-таки выходить их. В квадратике с одним-единственным имеющимся у меня побегом марсилии было так одиноко, что я решил ради эксперимента воткнуть несколько веточек кубы, чтобы увидеть как она будет вести себя на пустом грунте (я примерно представляю чего ожидать, но хочется увидеть своими глазами).

Фото на следующий день (чуток пересвечено):



Расположение высаженных растений:


Некоторые выводы апостериори.

Ничто так не стимулирует воображение, чем имеющиеся ограничения. Абсолютно чистый холст, коим является грунт до посадки растений при отсутствии хардскейпа, — такой грунт вводит в ступор "что и где садить". А тут четко определена цель: сади в каждую клеточку один вид растений. Можно посадить тот же вид растений в соседние клеточки, дабы расширить зону одного растения, но все равно в одну клетку стараться садить только одно растение. Если садить один вид "по диагонали" то можно сымитировать "лейденскую улицу".

Можно на ходу придумывать в какую клетку что воткнуть, но лучше продумать заранее где что будет, если хочется имитировать голландец: для голландца в соседних клетках растения должны отличаться либо по цвету, либо по форме листьев. После того как я засадил некоторое количество клеток, то понял, что ошибся в одном месте, но уже пересаживать растения чтобы поменять клетку не захотел.

Растения в клетку лучше высаживать так, чтобы они немного не доходили до границ клетки, в этом случае между соседними клетками образуются небольшие промежутки (цезуры), что улучшает восприятие общей картины и должно как бы способствовать циркуляции воды между клетками. Ну или рыбам будет где плавать.

Если хочется именно сделать хороший дизайн, то лучше высаживать один тип растения в 2-3-5 соседние клетки. В этом случае получится более крупная группа растений, что будет смотреться гораздо более выигрышно. Если еще и сделать частичное перекрытие передней группой растений для задней группы, то вообще должно получаться классно, что-то типа этого:

При пересадках/досадках растений удобно и дальше придерживаться квадратной схемы. Так, я планирую в будущем убрать людвигию репенс из ее квадрата и на ее место высадить что-то другое. Также, скорее всего микрантеум малоцветковый будет заменен на криптокорину из другого квадрата, когда та достаточно окрепнет и подрастет (в данный момент она страдает от криптокориновой болезни).

Ползучие растения однозначно будут пытаться из своего квадрата перейти в соседние. Значит будем их как-то формовать, стричь, полоть. Но без фанатизма. Для почвопокровки небольшой хаос не помешает. Для трипариты я сразу выделил 2 квадратика с учетом ее ползучести. Как поведет себя ситняг — посмотрим.

По поводу использованного материала для разметки: зубочистки конечно слишком низкие и для цели разметки годятся не очень хорошо, разве что для разметки под почвопокровку или для низкорослых кустиков. После того, как в квадратик высажены относительно высокорослые растения, эти зубочистки тяжело увидеть/нащупать, чтобы убрать. Хотя это не является самой страшной проблемой, но всё таки. Лучше бы использовать длинные тонкие прутики, не бамбуковые наверное, но любой местный хворост или сухие веточки должны помочь. Может быть только обдать их кипятком на всякий случай перед использованием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий