четверг, 6 июня 2013 г.

Вертикальная композиция

"Офисные" нано аквариумы 10-20-30 литров, так популярные (скорее даже не "популярные", а "проталкиваемые" ибо ничего другого в продаже и нет) в последнее время с высотой, преобладающей над квадратным основанием, по моему мнению нормально можно оформлять только используя "вертикальные" композиции. Свежий репортаж на DefiniteAquascape.TV из соседней Польши, как раз демонстрирует хороший (на мой взгляд) пример вертикального подхода. На видео с 1:40 


Работа заняла 2е место. Стволы пальм сделаны из керамики (так пишут в комментариях).

На мой взгляд пальмы несколько высоковаты, они не должны были упираться в "потолок". 

5 комментариев:

  1. Ну, это классика — формат (соотношения сторон) определяет силовые линии композиции. Вполне обусловлено и, по сути, дилеммы не создает )).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как бы да, классика, но не всем аквариумистам это очевидно.
      Формат диктует вертикальные линии (и еще диагонали, но они на такой высоте мало чем отличаются от вертикалей как по мне).

      С одной стороны отчасти понятно зачем производители таких аквариумов продвигают такой формат: аквариум-то маленький, а относительно большая высота условно позволяет использовать и длинностебельку для оформления. Однако ж многим хочется чего-то другого создать в таком формате. Но чаще всего из другого ничего не получается.

      Но до чего ж неудобен этот формат аквариумов в работе... Я сам такой имею и еще за одним подобным приглядываю. Обычный горизонтальный формат все-таки удобнее и дает больше вариантов для оформления.

      Удалить
    2. Сильно вытянутый по вертикали формат крайне редко используется художниками )) — очень мало идей требует такого воплощения. Как правило, это реклама. То есть, опять же, формат продиктован условиями среды а не художественного замысла, который вынужден следовать предложенным условиям. Во всяком случае, в Европе и Америке )), где норма — чтение слева направо (или справа налево) а не сверху вниз. Культурная среда в целом, традиции, воспринятые подсознанием, не есть питательная среда чтобы родилось нечто от нее отличное, говорящее на ином языке. А вертикаль — это другой язык. Не в том смысле что художник, дизайнер, зайдет в тупик, пытаясь решить эту задачу, а в том что изначально, будучи свободным от условий, он не породит ничего на этом языке. А в условиях вертикали много чего сделано выдающегося конечно.
      Насчет неудобности соглашусь лишь отчасти. По сути, разницы с горизонталью нет :)). Иначе для человека легко рисующего ряд кустов например, была бы проблема в изображении одинокого дерева )), а этого нет. Да, есть нюансы конечно, но они вполне в поле общих понятий о композиции, ничего «инакового».
      Диагонали работают точно так же как в горизонтальной композиции, и с объектами расположенными в горизонтальных осях, автор работает по тому же самому принципу, имея ввиду то же самое. Все прочее — соотношение длин и объемов, осей, углов наклона и поворота к зрителю — это уже нюансы, которые математически не просчитаешь, это «на чувстве» )). Для этого надо ясно представлять чего ты добиваешься. Пусть не на логическом, но на эмоциональном уровне. Что должен если не понять, то почувствовать зритель.

      Удалить
    3. Сергей, большое спасибо за Ваши содержательные комментарии. Лично мне они помогают лучше понять то, что я вижу на фотографиях, и соотнести это с теоретической базой, которой мне не хватает.

      Интересно Ваше замечание, что формат вертикали редко используется собственно художниками. Если мы перенесемся в аквариумную плоскость, то тут хоть и формат не чрезмерно вытянутый по вертикали, но все же эта вытянутость заметна и определяет формат. Но в противоположность художникам, которые вольны выбирать формат, аквариумные дизайнеры поставлены перед фактом использования только такого не лучшего формата. По крайней мере на большинстве подобных оформительных конкурсах активно проталкиваются именно такие аквариумы, неудачного (на мой дилетансткий взгляд) формата.

      Под неудобностью формата с точки зрения аквадизайна я понимаю с одной стороны недостаток свободного пространства для создания композиции (очень мало по настоящему вертикальных растений, как и деревьев - они растут не только вверх но и в стороны), а с другой стороны технические неудобства при обслуживании. И диагонали хоть и технически такие же, но угол наклона круче, а значит такие диагонали производят впечатление ближе к крутым скалам и обрывам, в то время как более пологие диагонали - это простые и пологие поля и холмы. Мне кажется они разные ассоциации вызывают.

      Почему-то еще вспомнился Оливер Кнотт с его работами последних 2х лет в нано-формате, представленными на конкурсе в Ганновере. Сначала он представил "Out of the box", в котором растения "выплеснулись" за пределы узкого аквариума. В прошлом же году он пошел еще дальше: в композиции использован вертикальный аквариум с отломанной задней стенкой, и вся композиция по сути находится вне аквариума. Оливер часто устраивает показные провокации и по сути представляет публике то, что чересчур далеко от канонов аква-скейпа, если так можно выразиться. И я не могу точно знать, что его подвигло на создание таких вот композиций. Но рискну предположить, что если бы мне надоел формат таких офисных аквариумов, то подобным образом я бы выражал свой мягкий и завуалированный протест против засилия вертикальных аквариумов на конкурсах.

      Удалить
  2. Художники не всегда вольны выбирать формат )). Это несколько «отчужденное» мнение... если мы говорим о классическом, академическом искусстве, то все (почти без исключения)работы художников-классиков сделаны на заказ. А это значит, что присутствовала воля заказчика, которую художник не мог игнорировать — мог попытаться переубедить в чем-то, но не факт что успешно )). Как и сейчас. И это значит, что имел ввиду и среду, где работа будет впоследствии, а значит — ее размер, соотношения, вплоть до багета )). Эта свобода очень относительная на самом деле. Именно поэтому я уточнил, что сама культурная среда, общая и для заказчика и для художника, как само собой разумеющееся подразумевала определенный «способ чтения», визуального «текста», рисунков, в том числе. Ну что приходит в голову, говоря о вертикальных работах? Портрет в светском искусстве, росписи в церковном. Пейзаж появился значительно позже, а в своем вертикальном исполнении еще позже.
    И декоративно-прикладное искусство (откуда, кстати, и у рекламы ноги растут). А поскольку в декоративно-прикладном невозможно игнорировать объект, основу (оно потому и прикладное, что «приложено» к чему-то, не является главным: роспись портьер, вееров, меню, прялок-скалок и т.д.), то там художник, дизайнер, тем более зависим от форм, форматов. Включая книжную иллюстрацию )).

    На мой взгляд, при явной вертикальной вытянутости, работает тот же принцип что и в аналогичной горизонтали — в основном за счет коряг. Сложность выбора коряги для вертикальной композиции в отличие от горизонтальной, состоит, на мой взгляд, исключительно в «привычке смотреть так, а не вот так» )), а не в отсутствии нужного материала, то есть, все та же «культурная среда», привыкшая читать в горизонтали. Азиаты привыкли читать по вертикали )), а 150 лет активного взаимодействия с Западом почти уравняли в сознании оба стиля. Но это все лирика )).
    Вернувшись непосредственно к предмету... должен сказать, что я не поклонник Кнотта ))). Мне очень редко что у него нравится. Я понимаю (думаю что понимаю) чем он движим, пытаясь нащупать нишу рынка, раскачать его в Европе, предлагая всякие варианты дизайна, как пример взаимодействия со средой — интерьером в частности, разумеется (на определенном культурном и финансовом уровне, мало кого интересует аквариум сам по себе, как и картинка сама по себе, но исключительно как элемент дизайна интерьера. Так, например, немецкие и голландские арт-дилеры и искусствоведы говорили мне что шанс продать картинку в раме форматом больше чем 11х18см в Европе, становится ничтожно мал по мере увеличения формата — дефицит пространства помещений, а хочется разного всего, поэтому, европейский обыватель (а массово можно рассчитывать только на обывателя, средний класс, ибо богачей не так много и конкуренция там много жестче) покупает маленькое, заполняя им стены как до революции у нас на стенах вешали фотографии «кучкой»).
    Вобщем, я к чему... все возвращается к тому, что работа с вертикалью ничем не отличается с работой с горизонталью — решаются те же самые задачи и теми же самыми принципами, просто «повернуто по оси» ))). Точно так же надо «примирить» объект с пространством, в котором он находится. Найти гармоничные отношения — форма и размер той же коряги, ее местоположение, «пространство» вокруг нее — чтобы и не «жало» и «не болталось». И вторичные элементы, своего рода «группа поддержки» — камни, растения-солитеры, связывающие ту же корягу с пространством и основой, более мелкий декор растениями, органично встроенный и работающий на форму и впечатление... все то же самое )).
    Здесь не нужны особо растения, вытянутые вверх — длинностебелька, на мой взгляд, вообще исключается в аквариумах малых размеров — она там совершенно инородна. Исключение разве что валлиснерия. Иногда )). Есть крупные анубиасы, кстати, с которыми можно работать в явно вытянутых по вертикали емкостях, как основным элементом дизайна, если исключить коряги-ветки. А вообще, за счет ярусов...

    ОтветитьУдалить